Австралия и Тасмания в 50е годы XIX века


50-е годы XIX в. ознаменовались не только наплывом иммигрантов, но и некоторым изменением этнической структуры въезжающих. Если к середине XIX в. лица небританского происхождения составляли ничтожную долю населения австралийских колоний, то во второй половине того же века здесь появились большие группы таких лиц. Например, в Новом Южном Уэльсе в 1860 г. жило не менее 12 тыс. китайцев. Особенно высокой была доля лиц небританского происхождения в Виктории (около 9%). В 1861 г. здесь насчитывалось 25 тыс. китайцев, 10 тыс. немцев, около 3 тыс. американцев и свыше 1 тыс. французов (при общей численности населения 540 тыс.). Число китайцев (в основном прибывших из Сингапура, являвшегося тогда английской колонией) было одно время даже значительно больше (в 1858 г. — 42 тыс.; они составляли 8% всего населения). Некоторые общественные деятели Виктории забили тревогу. В частности, руководители профсоюзов опасались, что наплыв китайцев вызовет снижение заработной платы австралийских рабочих. Китайцев стали насильственно выселять из Австралии. Предлогом для депортации часто служило обвинение в «несоблюдении правил добычи золота» и в других антиобщественных действиях.

Вначале в Виктории, а затем и во всех других колониях были приняты меры, направленные на ограничение иммиграции из Китая и других азиатских стран. Австралийские власти начали проводить политику «белой Австралии», которой придерживались на протяжении многих десятилетий. В результате число китайцев стало быстро сокращаться. В Виктории в 1891 г. их насчитывалось лишь 9 тыс., а в 1901 г. — 7 тыс. В Новом Южном Уэльсе жило в 1901 г. 15 тыс. китайцев, в Квинсленде — 9 тыс., в Южной Австралии — 4 тыс., в Тасмании и Западной Австралии — по 1 тыс. человек.

«Золотая лихорадка» вызвала отток населения из сельских районов Австралии в районы добычи золота, прежде всего в Викторию. В эти же годы началось строительство железных дорог. В 1854 г. было завершено сооружение первой короткой железнодорожной линии между Мельбурном и Гобсонс-Беем в Виктории, годом позже была установлена железнодорожная связь между Сиднеем и Парраматтой в Новом Южном Уэльсе.

Сосредоточение значительных масс населения в местах золотодобычи, а также улучшение связи между отдельными районами страны способствовали усилению контактов между различными группами жителей австралийских колоний, их некоторому сближению. Вероятно, именно в эти годы в Австралии появились первые предпосылки для этнической консолидации.

Некоторые факты и события объективно способствовали обособлению жителей колоний в Австралии и Тасмании от населения метрополии. Прежде всего неуклонно снижалась доля «белых» австралийцев, родившихся в Великобритании (в 1891 г. она составляла лишь 26%). В 1855—1856 гг. четыре австралийские колонии (Новый Южный Уэльс, Виктория, Тасмания и Южная Австралия) получили внутреннее самоуправление. В 1859 г. получил самоуправление также Квинсленд, административно отделенный от Нового Южного Уэльса, в 1890 г. статус самоуправляющейся колонии был предоставлен Западной Австралии. В 1870 г. британские войска были выведены с территории Австралии. Все эти процессы заставляли жителей колоний явственнее осознавать свое отличие от населения метрополии, свои особые экономические и политические интересы, не всегда совпадающие с интересами Великобритании.

Кстати, после вывода британских войск правительства колоний вынуждены были подумать об организации самообороны, а затем об объединении усилий в деле обороны. Последний фактор сыграл немалую роль при решении колоний объединиться в федерацию.